Особенности работы с одаренными детьми
Педагоги изобрели немало теорий и практических методик обучения одаренных детей. Любой интересующийся человек найдет в свободном доступе множество рекомендаций и пособий, в которых раскрыты особенности деятельностного подхода, опережающего развития, изобретательских технологий и прочих авторских и классических способов работы с талантливыми детьми.
Вместе с тем часто замалчиваются особенности работы с одаренными детьми, которые можно даже назвать проблемами. И они могут быть связаны как с личностными характеристиками самого воспитанника, так и с профессионализмом педагога.
К первым относятся:
- «Лень» как отсутствие интереса и пренебрежительное отношение к легким заданиям, которые обязательны для других детей в классе.
- «Навязчивость», выражаемая в притягивании внимания взрослых любыми путями, поскольку повышенная любознательность одаренного ребенка часто не удовлетворяется в повседневной жизни.
- «Безответственность» в виде игнорирования любых ограничений и непереносимости ситуаций проигрыша.
- «Замкнутость» как следствие того, что игры и интересы сверстников такому ребенку попросту скучны.
- «Ведомость»: одаренные дети часто легко поддаются дурному влиянию старших товарищей, поскольку жажда обладать новыми знаниями и навыками перевешивает здравомыслие.
Список отрицательных в кавычках черт одаренных детей может быть продолжен. Но и этого достаточно для того, чтобы понять, насколько часто совершаются педагогические ошибки и промахи в отношении воспитания одаренных детей в силу особенностей последних.
И тут мы вплотную подходим к оценке профессионализма педагога, работающего с одаренным ребенком. Умение увидеть за «ленью» и пренебрежением несоответствие уровня заданий интеллекту, правильно распознать и удовлетворить «навязчивость», помочь преодолеть «замкнутость», предотвратить поиски новых знаний в нежелательных сферах — все это требует ответственного подхода и теплого отношения со стороны учителя. Педагог должен уметь бороться с собственным негативизмом и шаблонным мышлением, ведь понять и принять талант бывает достаточно непросто.
